25 октября на Всероссийской конференции «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в современных условиях. Ключевые ориентиры», был проаннонсирован переход к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе должны будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Вместо территориальных ПМПК будут филиалы одной комиссии, специалисты войдут в штат ППМС-центра, который получит госзадание на оказание услуги. До того как 1 января 2020 года все регионы должны будут перейти к централизованной модели деятельности комиссий, будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконный акт, регламентирующий деятельность ПМПК (согласно приказу Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082).

По мнению законодателей, централизация ПМПК позволит не только систематизировать, унифицировать работу комиссий, но и поднять престиж специалистов ПМПК. В подготовленных поправках в федеральное законодательство в сфере образования понятие «ограниченные возможности здоровья» заменяется на «особые образовательные потребности», предельный возраст обращения в ПМПК не будет ограничен 18 годами, исключится норма о рекомендательной норме заключения для родителей, оно станет обязательным.

Ранее Министерство труда сообщало, что планирует отказаться от использования в нормативно-правовых документах термина «инвалид», проработав вопрос об уточнении термина «инвалид» без отказа от использования самого слова в законодательстве. Таким образом термин будет приведен в соответствие с правозащитной моделью.

Дискуссия относительно термина ведется давно: правильно ли человека с инвалидностью называть лицом с ограниченными возможностями здоровья? «Не имеет значения, как будут называть человека с ограниченными возможностями. В нашей организации мы говорим «особенные дети». Гораздо важнее, если бы наше государство выполняло свои обязательства в отношении таких людей хотя бы на 50%. Наименование не меняет сути проблемы», – комментирует Владислав Жезлов,  учредитель и Председатель РОО по защите прав и законных интересов детей-инвалидов Республики Марий Эл «Особая семья».

«Будет лучше вернутся к термину ОВЗ. Термин «инвалид» не только принижает, но и режет слух, ведь в советские времена именно так называли всех недееспособных людей. При этом общаясь (с так называемыми инвалидами), понимаешь, что это не ущерб, а ограниченные и даже иногда безграничные возможности. Наблюдая за моей племянницей, я это вижу», – поделился личным опытом Леонард Верлан, заместитель директора Кубанского образовательно-культурного центра «Росток» (г.Краснодар).

Для обеспечения методической помощи образовательным организациям, 
консультирования родителей создаются федеральные ресурсные центры, а регионы создают по аналогии свои ресурсные центры по оказанию методической помощи образовательным организациям в организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Таких центров сейчас четыре: в Пскове – по работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития, в Санкт-Петербурге – по работе с детьми с нарушениями зрения, два центра в Москве – по работе с детьми с РАС и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В ближайшей перспективе – открытие еще двух ФРЦ: по ранней помощи на базе ИКП РАО, а также по работе с детьми с нарушениями слуха и речи.