Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова выступила с кратким докладом в Российской академии образования, рассказала о роли научных исследований в обеспечении безопасности детей, отметила важность разработки курса семьеведения и формирования у молодежи позитивного образа семьи, усиления воспитательного компонента в образовательных организациях, а также повышения роли психологов и классных руководителей.

По мнению детского омбудсмена, научные исследования должны лечь в основу новых мер обеспечения безопасности в образовательных организациях и реагирования на новые вызовы современного мира. «Главное – это внутренняя безопасность нашего ребенка. Сегодня именно исследования должны стать фундаментом новых и эффективных мер, – подчеркнула Анна Кузнецова. – Надо сказать, что в детской теме не может быть быстрых и коротких решений. Когда речь идет о безопасности детей, никто не может действовать методом проб и ошибок».

В условиях современных вызовов и угроз большое значение имеет разработанный РАО курс «Семьеведения» и сегодня есть все необходимое для того, чтобы его реализовать в российских школах. «Не случайно в план мероприятий Десятилетия детства, утвержденный Правительством РФ, включены темы, направленные на формирование знаний у детей о традиционных семейных ценностях, – отметила Анна Кузнецова, сообщив, что подобные уроки уже проводятся в 60 регионах нашей страны, а в республиках Татарстан и Башкортостан такие образовательные программы действуют уже на протяжении 5 лет и доказали свою актуальность и востребованность.

В докладе были приведены данные исследований Государственного университета управления (май-июнь 2017), согласно которым 78 % респондентов называют создание крепкой семьи главной жизненной целью. Вместе с тем, по данным Росстата, в 2017 году распалось 62 % браков, половина из них – в первые пять лет семейной жизни. Что свидетельствует о том, что молодые люди настроены на создание семьи, но у них не хватает знаний и опыта для того, чтобы ее сохранить.

В ходе общения Уполномоченного по правам ребенка в рамках различных молодежных форумов обычно обсуждается самый широкий спектр вопросов. При этом в понятие «успешный» человек с точки зрения молодежи входят, как правило, высокоэффективный, мотивированный, образованный специалист, но никак не счастливый муж, жена… «Ребята очень редко говорят о семье, семейных ценностях. Однако при личных встречах они задают мне вопросы по данной тематике, то есть их тема семьи интересует, им не хватает знаний о семье», - отметила детский омбудсмен, подчеркнув, что важно продумать не только содержание, но и форму подачи знаний о семье, чтобы это было для интересно, актуально, современно.

По мнению Анны Кузнецовой, одним из ключевых векторов современной системы образования должно стать воспитание. В этой связи с началом учебного года совместно с Рособрнадзром в общеобразовательных учреждениях страны проводится мониторинг воспитательных программ. «Вопрос качества воспитания, как в семье, так и в школе, сегодня становится жизненно важным. Отсутствие взаимосвязи между школой и родителями, родителями и детьми, недостаточное внимание взрослых к жизни, проблемам, вопросам несовершеннолетних – все это может привести к самым трагическим последствиям», – отметила Уполномоченный по правам ребенка.

В этой связи, считает Анна Кузнецова, необходима разработка новых, отвечающих современным вызовам методических рекомендаций по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях, стимулирующие меры по поддержке этой работы. Кроме того, для предотвращения негативных явлений в образовательных учреждений важна профессиональная помощь психологов.

«Полностью согласна с мнением Анны Юрьевны. В наших школах учат точным и гуманитарным наукам, но, к сожалению, не учат строить отношения между людьми, а это является на мой взгляд основой взаимодействия в обществе. Дети и подростки, находясь в переходном возрасте испытывают сложности в общении с другими людьми из-за своей психологической незрелости, сложности выражения чувств и потребностей. Психологическое сопровождение их на этом сложном жизненном этапе, помощь в осознавании чувств, гармоничных способов их выражения, а также разъяснение психологических законов продуктивной коммуникации между людьми поможет сформироваться гармоничной личности. Современным детям сложно ориентироваться в обществе, зачастую собственная семья ввиду своих особенностей не всегда может стать ориентиром и предметом для подражания. Курс «Семьеведение» может стать фундаментом для формирования в будущем здоровых внутрисемейных отношений. Возрождение традиционных семейных ценностей и нравственности, на мой взгляд, путь к формированию здорового общества и разрушению эгоистического стереотипа «Бери от жизни все», который сейчас повсеместно насаждается в обществе», – считает Ирина Полякова, директор Социально ориентированной некоммерческой организации помощи незащищенным слоям населения «Благой дар Кубани», директор Автономной некоммерческой организации «Центр социальных инициатив «Формула счастья».

«Ассоциация организаций по защите семьи реализует проект «Ценность семьи», в рамках которого мы тиражируем опыт создания региональных Семейных центров и проведения цикла бесед по теме «Традиционные семейные ценности» в 5-8 классах в качестве подготовительного этапа к ведению уроков семьи. Тема усиления воспитательной работы в школе, грамотное построение внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и формированию ценностного отношения к семье наиболее актуальны в современных условиях демографического развития нашей страны», - уверена руководитель Ассоциации Мария Филина.