Федеральная налоговая служба собирается расширить свое присутствие в социальных сетях, модернизировать личный кабинет налогоплательщиков-юрлиц и уже активно участвует в создании в России цифровой экономики.

Запуск Единого госреестра ЗАГС намечен в октябре. Он заменит 6,4 тысячи разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС. Важно, что единая система построена на базе импортозамещающих технологий. С использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, не выходя из дома, граждане смогут получать информацию о записях, которые содержатся в едином реестре в отношении их самих и несовершеннолетних детей. Кроме того, у них будет возможность удаленно записываться на прием в ближайший орган ЗАГС, заранее оплачивать государственные пошлины за услуги, а благодаря QR-коду и мобильному приложению – за несколько секунд проверять подлинность свидетельства, которые они держат в руках. В перспективе в открытом доступе будет размещаться аналитика на основе данных реестра ЗАГС – например, наиболее популярные имена, которые дают детям при рождении.

Создание централизованной системы позволит упростить и унифицировать работу 15 тысяч сотрудников ЗАГС. Они будут работать в онлайн-режиме в едином «облаке» по единым правилам, благодаря чему ожидание оказания любой услуги будет составлять не боле 15 минут. Кроме того исчезнет необходимость пересылать документы в бумажном виде для получения информации, которая хранится в другом регионе. С внедрением «облачного» ЗАГСа 90 процентов всех сведений будут предоставляться в электронной форме, а оператором системы станет Федеральная налоговая служба России. Параллельно до конца 2021 года решается глобальная задача перевода с бумажных актовых книг в электронный вид исторических записей об актах гражданского состояния, начиная с 1926 года, и их конвертации в единый реестр. Таким образом, ввод «облачной» системы в эксплуатацию позволит вывести услуги ЗАГС на качественно новый уровень: экстерриториальность услуг значительно сократит время оказания любой услуги

В настоящее время завершена работа по модернизации личного кабинета физического лица. Основная особенность нового личного кабинета – это простота и ясность изложения информации, удобство использования, возможность оплаты налогов в один клик.

На главной странице, в качестве напоминания, высвечиваются количество дней, оставшихся до наступления срока уплаты налога конкретным налогоплательщиком, сумма. Есть также возможность просмотреть детали и осуществить сам платеж. Одно из главных новшеств личного кабинета – формула расчета налога (по транспортному, земельному и налогу на имущество). Она позволяет не только увидеть полную схему начисления налога со всеми деталями, но и, подставив свои значения, произвести расчет по собственному имуществу.

Другое важное нововведение – предоставление информации на основе наиболее часто возникающих у налогоплательщика вопросов  (во вкладке «Жизненные ситуации»). Она включает примерно 50 конкретных ситуаций (в перспективе их будет больше), с которыми сталкиваются граждане в процессе взаимоотношений с налоговым органом. По каждой есть подробное описание, как должен действовать налогоплательщик.

Для удобства пользователей реализовано мобильное приложение для популярных платформ. Оно содержит максимально приближенный к web-версии функционал и позволяет налогоплательщику ознакомиться с информацией, которая есть о нем в налоговом органе, оплатить налоги и, при необходимости, обратиться в налоговый орган.

В будущем планируется также модернизация личных кабинетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, к концу года планируется завершить разработку мобильного приложения для регистрации и платежей самозанятых граждан.

Уже сейчас принцип экстерриториальности реализован в личных кабинетах налогоплательщиков для каждой из основных категорий: физических, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. Таким образом, есть возможность получать широкий спектр услуг независимо от места нахождения пользователя и без визита в налоговую инспекцию. А для получения реквизитов доступа в личный кабинет физлица гражданин может обратиться в любой налоговый орган.

Также для удобства пользователей реализуется способ подачи информации на кейсовой основе: на официальном сайте Федеральной налоговой службы России сейчас представлено 256 наиболее часто востребованных жизненных ситуаций, призванных провести налогоплательщика по всем шагам бизнес-процесса к желаемому результату. Во всех налоговых инспекциях по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания либо места нахождения (для юридических лиц) оказываются такие услуги, как предоставление выписки из Единого государственного реестра недвижимости, Единого государственного реестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц. Производится и прием различных документов, подтверждающих право, например, на налоговые льготы по имущественным налогам, документов, связанных с применением патентной системы налогообложения.

В планах – реализация принципа экстерриториальности по предоставлению справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Цифровая экономика – это тренд современного мира. Ежедневно в инспекции по всей стране лично приходят порядка 350 тысяч человек. При этом из числа юридических лиц, ведущих деятельность, более 96 % сдают налоговую отчетность в электронной форме. Личными кабинетами пользуются порядка 670 тысяч юридических лиц и более 1,26 миллиона индивидуальных предпринимателей. А личным кабинетом налогоплательщика – физического лица пользуются уже больше 24 миллионов граждан.

Рост цифровой грамотности населения и доступность электронных устройств действительно привели к тому, что все больше налогоплательщиков хотят получить решение своих вопросов с минимальными затратами сил и времени. Если в 2014 году к официальному сайту Федеральной налоговой службы было порядка 67 миллионов обращений, то в 2017 году оно превысило 141 миллион.

Источник – Российская газета